Департамент внутренней политики Ненецкого автономного округа
/obshaya-informaciya-ob-upravlenii/news/3312/ privet

Глава региона Игорь Кошин выступил на международной конференции «Актуальные проблемы устойчивого развития и обеспечения безопасности в Арктике» с докладом «Обеспечение безопасности экспорта углеводородного сырья за счет использования Северного морского пути».

07 августа 2014|19:08 99

И.В. Кошин: Развитие арктического региона и его главной транспортной артерии Северного морского пути является насущным требованием сегодняшнего времени. Сегодня Арктика это важнейший стратегический регион, являющийся зоной интересов не только арктических государств, но также Европейского союза и других стран с развитой экономикой, таких как Китай, Япония, Корея, Сингапур, которых привлекают перспективы освоения нефтегазовых потенциалов арктического шельфа, а также возможности сокращения маршрутов трансконтинентальных перевозок.

И в этих условиях значительно возрастает роль и значение Северного морского пути как транспортной артерии для перевозки минерального сырья из арктических регионов России. Президент России Владимир Владимирович Путин 2 мая 2014 года подписал указ, в котором определил территории, входящие в состав Арктической зоны Российской Федерации. Ненецкий автономный округ включен в перечень регионов, территория которых полностью входит в Арктическую зону России. Ненецкий автономный округ один из минерально-сырьевых энергетических регионов страны, создающих совместно с другими субъектами России систему энергетической безопасности и основу экономической и политической стабильности государства в Арктической зоне.

Сегодня в округе идет активное освоение нефтяных месторождений, и в ближайшие годы планируется рост добычи нефти и газа на шельфе в акватории Баренцева и Карского морей, примыкающих к территории региона. Созданная на сегодняшний день на территории Ненецкого автономного округа трубопроводная нефтетранспортная инфраструктура, в том числе и Варандейский терминал, полностью обеспечивает транспортировку нефти с месторождений округа. В то же время газоконденсатный комплекс практически не реализован. Сдерживающим фактором освоения открытых запасов газа является недоразвитость транспортно-логистического комплекса региона.

Глобализация мировой экономики стимулирует создание нового межконтинентального транспортного маршрута. Северный морской путь – самый короткий и дешевый маршрут в Северном полушарии, который в перспективе может стать альтернативой осуществляемым в настоящее время перевозкам между портами Европы, Дальнего Востока, Азии и Северной Америки. Создание транспортно-логистической инфраструктуры на территории Ненецкого автономного округа обеспечит российское присутствие в Арктике, а также укрепит безопасность и независимость российского экспорта от третьих стран.

Для обеспечения безопасности экспорта углеводородного сырья представляется приоритетным проект строительства на побережье Баренцева моря многопрофильного незамерзающего морского порта «Индига» мощностью порядка 30 миллионов тонн в год. Строительство порта даст возможность выхода СПГ и углеводородов на новый уровень. Таким образом, строительство морского порта «Индига» позволит увеличить экспорт углеводородного сырья с территории региона до 15-20 миллионов тонн и обеспечит безопасность экспорта за счет использования Северного морского пути. Порт «Индига» в перспективе должен стать портом для транспортировки грузов и углеводородного сырья, в том числе СПГ и нефти, базовым портом для МЧС России, совместным портом для шельфовой добычи углеводородного сырья, может работать на обслуживание импорта и экспорта, каботажа и Северного морского пути.

Для обеспечения дальнейшего развития Ненецкого автономного округа требуется достройка автомобильной дороги «Нарьян-Мар – Усинск», протяженностью 350 километров, по территории округа 217 км. В настоящее время недостроенным является участок дороги протяженностью 83 километра. Развитие указанного транспортного направления имеет важное стратегическое значение для раскрытия потенциала региона. Его реализация позволит рассматривать Ненецкий автономный округ не только как сырьевой регион, а как субъект с развитой транспортно-логистической инфраструктурой.

На территории Ненецкого автономного округа имеется возможность для обеспечения безопасного мореплавания по Северному морскому пути и безопасности добычи углеводородного сырья на шельфе. В частности возможно размещение спасательных подразделений и соответствующей техники в поселке Амдерма, расположенном в непосредственной близости от мест добычи на шельфе и имеющем взлетно-посадочную полосу. Кроме того, целесообразно рассмотреть возможность использования морского порта Нарьян-Мар и аэродрома города Нарьян-Мар в качестве пункта базирования спасательных групп для обеспечения добычи на шельфе.

В целях реализации стратегических инвестиционных проектов по развитию транспортной инфраструктуры прошу поддержать нас в вопросе проведения изысканий, проектирования и дальнейшего строительства глубоководного порта в Индиге.

Уважаемые коллеги, мы системно сегодня и очень много говорим про человеческий капитал. Мы все прекрасно понимаем, что при освоении природных ресурсов необходимо учитывать интересы коренных малочисленных народов Севера, обеспечить сохранение исконной среды обитания, традиционного образа жизни, культурных ценностей. В Ненецком автономном округе осуществляется комплекс мер социальной поддержки коренного населения. Принята и совершенствуется нормативно-правовая база, направленная на сохранение и развитие ненецкого языка, поддержку традиционного образа жизни, народных промыслов и ремесел. В настоящее время мы очень плотно работаем с САФУ и готовим проект по дальнейшему развитию человеческого капитала в Ненецком автономном округе и, по сути, во всем европейском севере.