Поэтапный доступ СОНКО к бюджетным средствам
В 2015 году в своем послании Федеральному собранию РФ Президент заявил, что в таких вопросах, как помощь пожилым людям и инвалидам, поддержка семьи и детей нужно больше доверять некоммерческим организациям. «Они часто работают эффективнее, качественнее, с искренней заботой о людях. Меньше бюрократизма в их работе», – подчеркнул Путин.
Президентом была поставлена задача обеспечить поэтапный доступ СО НКО, осуществляющих деятельность в социальной сфере, к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление соцуслуг населению, исходя из целесообразности доведения им до 10% средств, предусмотренных на реализацию соответствующих программ субъектов РФ и муниципальных образований.
«Поставщик социальных услуг» - это новое понятие в федеральном законодательстве, введенное Федеральным законом от 28.12. 2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». Ранее в законодательстве использовался термин «социальные службы». Также Закон дает определения понятиям «социальная услуга» и «получатель социальных услуг»
- Социальная услуга – это действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и расширения возможностей самостоятельно обеспечивать свои жизненные потребности.
- Получатель социальных услуг – гражданин, который признан нуждающимся в социальном обслуживании и которому предоставляется социальная услуга.
- Поставщик социальных услуг – юридическое лицо, осуществляющее социальное обслуживание.
С 1 января 2015 года официально на федеральном уровне в качестве субъектов, предоставляющих социальные услуги и осуществляющих социальное обслуживание, помимо традиционных организаций социального обслуживания, федерального и регионального подчинения под действие федерального законодательства о социальном обслуживании попадают новые субъекты
негосударственные (коммерческие и некоммерческие) организации социального обслуживания, в т.ч. социально ориентированные некоммерческие организации, а также индивидуальные предприниматели, осуществляющие социальное обслуживание.
К государственным и негосударственным поставщикам социальных услуг предъявляются единые требования, они уравниваются в правах и обязанностях. Это предполагает изменение практики финансирования предоставления социальных услуг, переход от традиционного сметного финансирования, когда бюджетные средства закреплялись за конкретным учреждением социального обслуживания, к рыночным механизмам, предполагающим возможность конкуренции поставщиков.