Департамент внутренней политики Ненецкого автономного округа
/kmns/sezdy-i-kongressy-olenevodov/sezd-olenevodov-neneckogo-avtonomnogo-okruga/rezolyuciya-vi-sezda-olenevodov-neneckogo-avtonomnogo-okruga/ privet

РЕЗОЛЮЦИЯ VI Съезда оленеводов Ненецкого автономного округа

РЕЗОЛЮЦИЯ

VI Съезда оленеводов Ненецкого автономного округа

16 марта 2018 г.                                                                                                                                                                                                                                                       г. Нарьян-Мар

Мы, делегаты VI Съезда оленеводов Ненецкого автономного округа, заслушав доклады и выступления представителей органов власти Ненецкого автономного округа, оленеводческих хозяйств, общественных организаций и иных заинтересованных сторон, обсудив проблемы и перспективы развития оленеводства в Ненецком автономном округе, отмечаем общее стремление к сохранению на территории Ненецкого автономного округа оленеводства как ведущей отрасли сельского хозяйства и основы традиционного образа жизни и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера.

На территории округа сельскохозяйственную деятельность в области оленеводства осуществляют 26 организаций, из них: 12 сельскохозяйственных производственных кооперативов, 1 акционерное общество, 10 семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера и 3 крестьянских (фермерских) хозяйства (далее – оленеводческие хозяйства).

В 107 оленеводческих бригадах трудятся порядка полутора тысяч жителей округа, большая часть из которых являются представителями коренных малочисленных народов Севера.

Округ среди других оленеводческих регионов продолжает занимать второе место в Российской Федерации по поголовью оленей. За последние три года поголовье оленей на 1 января отчетного периода во всех категориях хозяйств в среднем составляет 177,4 тысячи голов.

Площадь оленьих пастбищ Ненецкого автономного округа составляет 130 тысяч кв. км. С учетом последних проведенных геоботанических обследований пастбища позволяют выпасать 181 тысячу оленей. Фактическая загруженность пастбищ, с учетом частного поголовья, на сегодняшний день составляет 98%, в ряде хозяйств оленеёмкость превышена за счет выпаса частного поголовья.

В целях создания условий для осуществления эффективной хозяйственной деятельности в сфере оленеводства, сохранения традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера реализуется закон Ненецкого автономного округа от 06.12.2016 № 275-оз «Об оленеводстве в Ненецком автономном округе», в рамках которого осуществляется социальная поддержка лиц и членов их семей, ведущих кочевой и полукочевой образ жизни.

Государственная поддержка оленеводства как отрасли сельского хозяйства осуществляется в соответствии с мероприятиями государственной программы Ненецкого автономного округа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Ненецком автономном округе», утвержденной постановлением Администрации Ненецкого автономного округа от 22.10.2014 № 405-п.

За годы реализации программы для оленеводческих хозяйств приобретались холодильные камеры, крематоры для сжигания биологических отходов, убойные пункты, самоходная техника; возмещались затраты, связанные с проведением геоботанических исследований. Ежегодно предоставляются меры государственной поддержки на наращивание поголовья северных оленей, на сохранность племенного поголовья, возмещаются затраты на произведенную продукцию оленеводства и сданную для дальнейшей переработки. Предприятиям, осуществляющим переработку продукции оленеводства, возмещаются расходы на ее доставку от мест убоя оленей.

В 2017 году на мероприятия, связанные с поддержкой и развитием оленеводства, было направлено более 224 млн. рублей, на 2018 год на поддержку отрасли предусмотрено 245 млн. рублей.

Ключевыми факторами для оленеводческих хозяйств, сдерживающими переход на новый уровень развития оленеводческой отрасли с учетом современных экономических и технологических требований, являются:

- слабая обеспеченность современной материально-технической базой;

- отсутствие альтернативных механизмов государственной поддержки производителей продукции оленеводства, способствующих развитию новых рынков сбыта такой продукции;

- низкие производственные показатели в результате неоправданных непроизводительных потерь оленей;

- отсутствие возможности долгосрочного планирования реализации инвестиционных проектов по модернизации производственных мощностей для производства и переработки продукции в связи с отсутствием фиксированных долгосрочных гарантий государственной поддержки таких проектов;

- недостаточное научное сопровождение отрасли в связи с отсутствием в регионе научно-исследовательского центра для разработки и внедрения научных достижений в интересах оленеводства;

- дефицит кадров и отсутствие современной системы подготовки и переподготовки специалистов среднего специального образования по специальностям, актуальным для оленеводческой отрасли.

- отсутствие механизма перераспределения неиспользуемых или неэффективно используемых земель сельскохозяйственного назначения.

Мы, делегаты VI Съезда оленеводов Ненецкого автономного округа, рассмотрев текущее состояние оленеводческой отрасли в регионе, обсудив перспективные направления развития оленеводства, предлагаем следующее:

Органам государственной власти Ненецкого автономного округа в соответствии с установленными полномочиями и компетенцией:

  • 1) разработать стратегию развития оленеводства в Ненецком автономном округе с учетом обозначенных на съезде вопросов;
  • 2) рассмотреть возможность в рамках государственных программ Ненецкого автономного округа предоставление мер государственной поддержки, предусматривающих компенсацию затрат, связанных с техническим перевооружением оленеводческих хозяйств и предприятий переработки продукции оленеводства (в том числе со строительством коралей, убойных пунктов), с проведением ежегодных ветеринарных мероприятий в оленеводческих хозяйствах, с устройством кочевого жилья и улучшением быта оленеводов;
  • 3) оказывать содействие в предоставлении на сельскохозяйственных рынках торговых площадей сельхозтоваропроизводителям на льготных условиях с целью реализации продукции оленеводства, животноводства и рыболовства;
  • 4) проработать совместно со страховыми компаниями механизмы страхования потерь поголовья оленей в результате стихийных бедствий, массового отравления животных, в результате заразных болезней животных, включенных в перечень, утвержденный приказом Минсельхоза России от 24.06.2013 года № 242;
  • 5) разработать и внедрить программу мониторинга современного состояния оленьих пастбищ с целью охраны, соблюдения норм и правил пастбищеоборота, выявления фактов незаконного использования и нанесения экологического ущерба оленьим пастбищам компаниями недропользователями;
  • 6) оказывать содействие по внедрению в оленеводческих хозяйствах кормовой добавки для поддержания и сохранения поголовья оленей в зимне-весенний период и во время проведения отельной кампании;
  • 7) проработать и реализовать комплекс системных мероприятий по обеспечению идентификации оленей, мониторингу перемещений оленьих стад с целью соблюдения норм пастбищеоборота и исключения соседско-территориальных конфликтов;
  • 8) обеспечить проведение научных и иных исследований на территории Ненецкого автономного округа с целью сохранения популяции северного оленя, поддержания (повышения) продуктивности, сохранения и улучшения генофондного состояния оленей, а также с целью рационального использования оленьих пастбищ;
  • 9) обеспечить проведение ежегодных семинаров и обучающих программ для оленеводов на основании научных и иных исследований для решения ветеринарных, зоотехнических и экономических проблем, организовать выпуск компактного справочника по оленеводству для использования в оленеводческих хозяйствах и стойбищах;
  • 10) оказать консультационную и методическую помощь оленеводческим хозяйствам, находящимся в сложном экономическом состоянии, в разработке организационных планов и рекомендаций выхода из кризисного положения;
  • 11) предусмотреть механизм государственной поддержки АО «Мясопродукты», позволяющий обеспечить акционерному обществу возможность оперативного расчета с оленеводческими хозяйствам за сданную на переработку продукцию оленеводства;
  • 12) на базе окружных образовательных организаций среднего специального образования разработать и внедрить систему подготовки и переподготовки кадров, по специальностям, актуальным для отрасли оленеводства;
  • 13) подготовить обоснование и инициировать индексацию существующих мер социальной поддержки оленеводов и чумработниц, внести предложения об изменениях в закон Ненецкого автономного округа «Об оленеводстве в Ненецком автономном округе»;
  • 14) обеспечитьведение учета рекультивируемых недропользователями земель сельскохозяйственного назначения, осуществление контроля качества рекультивации земель, возвращаемых в сельскохозяйственный оборот;
  • 15) оказать содействие оленеводческим хозяйствам в решении вопроса о возможности выпаса оленей на территории Республики Коми;
  • 16) рассмотреть вопрос о возможности субсидирования расходов оленеводческих хозяйств на оплату услуг по выполнению работ по описанию границ земельных участков, на которых осуществляется выпас оленей;
  • 17) обеспечивать участие оленеводов Ненецкого автономного округа в межрегиональных культурных и спортивных мероприятиях, связанных с оленеводством, в рамках обмена опытом;
  • 18) обеспечить организацию медицинского обслуживания оленеводов в местах ведения традиционной хозяйственной деятельности;
  • 19) проработать вопрос о приеме оленеводов в медицинских учреждениях округа в первоочередном порядке;
  • 20) активизировать строительство жилья для категории «оленеводы и чумработницы»;
  • 21) обеспечить совместно с органами местного самоуправления, оленеводческими хозяйствами, ведение мониторинга наличия безнадзорных домашних животных в границах населенных пунктов, и принятие мер по реализации совместных действий по их отлову.

Руководителям оленеводческих хозяйств Ненецкого автономного округа обеспечивать:

  • 1) рациональное (бережное хранение) и эффективное использование выделяемых лекарственных средств для ветеринарного применения, а в случае их недостатка – осуществлять приобретение дополнительных средств для лечения животных;
  • 2) содержание в надлежащем состоянии, обустройство, подготовку и ремонт коралей для проведения ветеринарных мероприятий;
  • 3) ежегодную разработку маршрутных планов движения стад, корректируя продолжительность использования отдельных участков пастбищ, проведение мониторинга планируемых к скармливанию участков и наличие резервного запаса комбинированных кормов, соли.
  • 4) транспортное обеспечение проведения ветеринарных мероприятий;
  • 5) принятие мер по уничтожению биологических отходов способами, предусмотренными ветеринарным законодательством;
  • 6) надлежащие условия убоя северных оленей в соответствии с ветеринарным законодательством;
  • 7) внедрение механизмов урегулирования численности частного поголовья через введение повышающих коэффициентов ставки платежей за выпас частного поголовья на оленьих пастбищах, принадлежащих на правах аренды оленеводческим хозяйствам;
  • 8) внедрение электронной ветеринарной сертификации в своих хозяйствах, для чего обучить работников хозяйства правилам заполнения заявки на оформление ветеринарных сопроводительных документов в ФГИС «Меркурий»;
  • 9) внедрение системы материального стимулирования оленеводов за достижение высоких показателей по сохранности поголовья оленей и мер материальной ответственности оленеводов за неоправданные непроизводительные потери оленей;
  • 10) приведение поголовья оленей, включая частное и общественное, в соответствие с установленными для определенного земельного участка нормами оленеемкости, соблюдение сезонности использования оленьих пастбищ.

_______________________